Датский дизайн: герои и их стулья



Дания — страна, в которой интерьерный дизайн получил статус национальный идеи, дизайнеры — статус легенд, а созданные ими в прошлом веке объекты — статус вневременной классики. Как датские дизайнеры создали стиль вне моды и времени, и почему весь мир полюбил их стулья? Рассказываем.

Функциональный дизайн победил

В первой половине 20 века в скандинавских странах переосмыслили отношение к интерьерному дизайну. Он не рассматривался как статусная привилегия, а превратился в способ повысить качество жизни общества. Всего общества. Дизайн стал массовым, доступным, функциональным.

Датский предметный дизайн можно описать тезисом «избавиться от лишнего, сосредоточиться на нужном». К последнему определению относится: эргономика, компактность, износостойкость материалов и выразительная форма, внимательная к пропорциям человеческого тела.

Исходя из убеждения, что достойное окружение формирует достойных граждан, в 20-е годы прошлого века правительство Дании принимает решение инвестировать в дизайн на государственном уровне. При этом речь идет об архитектуре, ландшафте, оснащение городских зданий и о привычных предметах быта. Большинство датских дизайнеров того времени работают как над амбициозными архитектурными проектами, так и над дизайном стульев и кухонной утвари.


Обои Epsilon по эскизам Арне Якобсена и его легендарное кресло «Яйцо»

В начале XX века рабочий класс в Дании получает доступное жилье, которое требует эргономичной «начинки». Дизайнеры трудятся над компактной и функциональной мебелью для малогабаритных пространств.
Дания не только превращает дизайн в свою национальную идею, но и популяризирует его в мире, представляя свои экспонаты на крупных интерьерных выставках за рубежом. Уже к середине 20 века героев датского дизайна узнаёт весь прогрессивный мир.

Главные герои датского дизайна

Несмотря на массовое производство, призванное обеспечить удобной мебелью каждый датский дом, объекты датского дизайна остаются персонифицированными: имена их создателей не прячутся за серийными номерами и названиями фабрик. И до сих пор отскакивают от зубов у каждого дизайнера интерьера.

В датском дизайне никогда не было места радикализму, его история не знала переломных моментов, когда на место старому приходит нечто принципиально новое. Можно сказать, что датские дизайнеры выбрали эволюционный, а не революционный путь развития.




Стул «Фааборг» и «Фонарь 101» Кааре Клинта

Отцом-основателем датского дизайна считается Кааре Клинт, которого в равной степени волновали эргономика и эстетика объекта. Клинт создал схему, которой придерживались молодые датские модернисты. Вместо того, чтобы раз за разом изобретать велосипед, он предлагал взять за основу историческое наследие, взглянуть на него по-новому и адаптировать к современным реалиям. При этом к понятию «историческое наследие» Клинт относил интерьерные находки разных стран и эпох, не ограничиваясь скандинавской почвой. Так его легендарный стул «Фааборг», появившийся на свет в 1914 году, представляет собой модернизированный гибрид античности и английского неоклассицизма. Работая с проверенным веками «материалом», подлаживая его под современность, Клинт создавал объекты существующие за гранью моды. 

Кроме прочего его занимали идеи компактности и мобильности предмета. Клинт подарил миру свои складные стулья, корпусную мебель с подвижными модулям и знаменитый светильник «Фонарь», который можно сложить и убрать в коробку.


Кресло «Лебедь» Арне Якобсена

Имя, которое первым приходит на ум при упоминании датского дизайна — Арне Якобсен. Будучи архитектором по образованию, прославился Якобсен благодаря своим эргономичным стульям и креслам с забавными «прозвищами» в духе органического модернизма: «Муравей», «Лебедь», «Яйцо», «Капля», «Жираф». Стулья и кресла Якобсена с их плавными изгибами, идеально подстроенными под человеческое тело, считаются одними из самых узнаваемых в мире и, благодаря своей универсальности, до сих пор лидируют в списках потребительских симпатий.

Стул «Муравей» стал первым мебельным объектом датского дизайна полностью промышленного производства.



Стул «Муравей» Арне Якобсена

Ханс Вегнер стал модернистом, который «счистил» с классической мебели завитушки, оставив чистую красоту конструкции. Именно благодаря Вегнеру стул превратился в самостоятельный объект дизайна, которому больше не обязательно было быть частью гарнитура. Такой подход сделал дизайн интерьера мобильнее, проще и пришёлся по душе публике.



«Wishbone Chair» Ханса Вегнера

Самый известный стул Вегнера, увидевший свет в 1949 году, называется просто «Круглый стул». Датское изделие с простым названием и удобной закругленной спинкой стало настоящей «звёздой» в США и даже попало на обложку «USA Interior Magazine» в 1950 году, заслужив титул самого красивого в мире стула. Кстати на обложке американского издания стул Вегнера фигурирует под емким названием… «Стул», что очень хорошо характеризует весь датский послевоенный модернизм, стремящийся к понятному, простому и вечному.



Именно на эти «круглые» стулья в 1960 году усадили Кеннеди и Никсона, участвующих в предвыборных теледебатах.

Ещё один легендарный датский стул подарил миру Вернер Пантон — инженер со страстью к передовым материалам, таким как пенопропилен и пластик. Новые материалы дали возможность создавать новые формы, которые Пантону нравилось облачать в яркие цвета, до него ещё невиданные в датском дизайне. 

В 60-м году мир встречает сенсацию — «Panton Chair», отлитый из цельного куска пластика, который до сих пор остается одной из главных легенд предметного дизайна.

«Panton Chair» Вернера Пантона

И это только несколько громких имен и названий, на деле датский дизайн подарил нам множество эргономичных образцов мебели, которые выпускаются и переиздаются до сих пор.

Заветы датского дизайна

Удобство и эстетика в датском дизайне идут рука об руку, одно не уступает другому. Вместо назойливых украшательств — обтекаемые эргономичные формы, вместо подчеркнутой роскоши — скромная элегантность и исключительно качественные, износостойкие материалы.



Существуя в просторных рамках скандинавского стиля, датский дизайн любит светлые и натуральные оттенки, но ничего не имеет против ярких и насыщенных цветовых акцентов, которые популяризировал Вернер Пантон. Датский дизайн за свободу выбора и самовыражения, его цель — предоставить необходимый инструментарий.

Чтобы оформить интерьер в датском стиле, необязательно покупать легендарные датские стулья. Выбирайте характерные тона, делайте ставку на лаконичную обстановку и округлую обтекаемую геометрию, помните главный тезис: дизайн для человека.


Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.