5 трендов, которые не прижились в российских интерьерах



Эти тренды демонстрируют на интерьерных выставках, они существуют на страницах интернет-журналов, на них ориентируется производители мебели и отделочных материалов, любый практикующий дизайнер знает их «в лицо», почему же мы не видим их в реальной жизни? Не все интерьерные хиты приживаются на почве российской действительности, рассказываем почему на примере 5 модных тенденций.

Такие разные 70-е

Пока западный мир называет 70-е самым стильным десятилетием, на которое модные дома и дизайнеры интерьера уже не первый год оглядываются в поисках вдохновения, российские интерьеры плохо принимают тренды, вернувшиеся из прошлого.

У российского человека другой ассоциативный ряд. Если у них вернувшееся в моду макраме ассоциируется с расслабленным хиппи-шиком, то у нас с наследием эпохи дефицита.



К соломке, бахроме, плетёнке и другим «ручным» аксессуарам из 70-х российский потребитель относится скептически. В нашем сознании всё это сродни «бабушкиным» кружевным салфеткам, которые хочется оставить в прошлом.


Даже модная плитка терраццо может вызвать не самые вдохновляющие ассоциации с полами в казенных зданиях советской эпохи. А к популярным сегодня овальным аркам любовь отбили наши 90-е, когда арочные проёмы были хитом. 

Ретроспективные тренды лучше принимает молодое поколение, которое не видело 70-е и не росло в их интерьерных пережитках. Но вкладывать деньги в интерьер чаще может себе позволить как раз та категория населения, которая хорошо помнит тренды из прошлого и не хочет к ним возвращаться.

Бохо-шик и его пылесборники
 
Ближайший родственник эстетики хиппи. В мире интерьерной моды бохо держится на плаву уже не первый год, но в наших интерьерах толком не прижился. Бохо-шик любит винтаж, рециклинг, находки с блошиных рынков, разрешает вещам красиво стареть, призывает к ответственному потреблению и любви к несовершенному, что делает это направление созвучным главным мировым тенденциям. 



Ещё один ведущий тренд последних пары лет — индивидуализация пространства, это тоже про бохо, которое любит чудачества и пёстрое смешение разных стилей и эпох. Хипповая плетёнка может существовать в таком интерьере по соседству с яркими пластиковыми стульями, «дружить» с трельяжем, в который смотрелась ещё ваша прабабушка, и антикварным комодом.

Почему бохо не живётся у нас? Этот стиль предполагает максимально детализированное исполнение, то есть обилие декоративных элементов, что на русский язык можно перевести как «множество пылесборников». Российский заказчик предпочитает умеренное и практичное причудливому и бесполезному.




Любимые бохо-шиком пожилые вещи с нарочитыми несовершенствами и характерными следами износа зачастую вызывают у нас отторжение. У россиян, выросших в советских интерьерах или в лихие 90-е, состаренный паркет или выцветший рисунок на обивке кресла ассоциируется с низким достатком, а нарочито состаренные фактуры часто вызывают удивление. Российский заказчик предпочитает, чтобы отделка спустя десятилетия выглядела как новая. По этой же причине российские интерьеры полностью проигнорировали популярный на Западе ваби-саби.

Ковёр на стене и советские флешбэки

В советских квартирах ковёр чаще висел на стене, чем лежал на полу, потому что под ногами он быстрее подвергался износу, а ковры надо было беречь, то был символ благополучия и достатка, дополнительная тепло- и звукоизоляция в многоквартирных хрущёвках с тонкими стенами, а также способ замаскировать потертости и неровности стен. Сегодня ковры и гобелены снова вешают на стены уже в качестве произведений искусства, которыми они зачастую и являются. Настенные ковры не только фигурируют в западных проектах интерьера, но даже появляются на выставках современного искусства в качестве арт-объектов.   

Почему ковры не вернулись на стены российских квартир, кажется, очевидно. Причина та же — устойчивый ассоциативный ряд. Ковры на стенах долго были главным действующим лицом в советском и постсоветском интерьере, память о них до сих пор хранится в наших фотоальбомах и в интернет-мемах, безжалостно высмеивающих фотосессии на фоне ковра.



Мы слишком долго их снимали, чтобы снова повесить.

Даже если речь о дизайнерском ковре, не имеющим ничего общего с далёкими советскими предками, в российском интерьере его скорее всего причислят к разряду пылесборников, а пылесборники мы не любим.

Ещё один ковровый тренд, который остался непонятым в нашей стране: несколько ковров на полу, лежащие внахлест.

Тёмные оттенки, которые «едят» пространство

Ещё один модный фаворит, который со скрипом проникает в наши интерьеры. Тут дело уже не в ассоциативном ряду или менталитете, а в особенностях жилого фонда и климата. Наши квартиры зачастую меньше европейских и чаще страдают от недостатка естественного освещения. Вот почему белый скандинавский минимализм когда-то был принят у нас так тепло, он делал пространство визуально просторнее и светлее.

Когда дизайнеры устали смотреть на белые стены и в моду вошли глубокие тёмные оттенки, в наших широтах их встретили с опаской: не «съедят» ли пространство, не станет ли оно слишком мрачным?



Использовать тёмные тона дозировано мы готовы, но выкрасить целую стену в модный тёмно-синий или тёмно-зеленый цвет согласится не каждый.



Что касается модных тёмных фасадов на кухне, их побаиваются уже из практических соображений: на такой поверхности лучше видны отпечатки, пыль, грязь и  разводы.

Слишком смелый мемфис

Элементы популярного мемфиса встречаются в российских дизайн-проектах, но в очень сдержанных формах и общих чертах. Можно встретить цветовые блоки и узнаваемую геометричность, но без китчевой экспериментальной составляющей, свойственной мемфису.

Мемфис любит иронизировать, шутить и дурачиться, российский заказчик предпочитает быть серьезным.



Относится это не только к мемфису. Любые ироничные арт-объекты в наших интерьерах — редкий гость. Даже нестандартные цветовые интерпретации привычных бытовых элементов у нас воспринимаются скептически. Так цветные зеркала и унитазы, которые уже пару лет мелькают на интерьерных выставках,  в российских интерьерах приняли холодно.

Это общие наблюдения, которые не примерить на каждого  российского потребителя, но тенденции в наших интерьерах таковы: предпочтения на стороне практичного, понятного и нейтрального, чтобы сделать ремонт на века и не гнаться за модой. При этом российским заказчикам зачастую нравится, как зарубежные тренды выглядят на картинке, но поселить их в собственном интерьере страшно. Если погоняться за модой  всё-таки хочется, бояться не нужно. Опытный дизайнер может обыграть любое модное явление в российском интерьере, адаптировав его к нашей действительности и «очистив» от нежелательных ассоциаций.


Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.