Тонко и изящно: 10 признаков, что над интерьером работал дизайнер

Поводом написать эту статью послужила история, недавно со мной приключившаяся. Я была в гостях у друзей, когда к ним заглянула соседка. Узнав, что я дизайнер, она пригласила посмотреть (оценить) ее недавний ремонт. 

Из разговора я почему-то решила, что хозяева делали дизайн самостоятельно. И, мягко говоря, опешила: приятно оформленный дом, несложные, но грамотные приемы. Мне все нравилось, я с удовольствием рассматривала комнаты и ничто мой глаз не резало. В какой-то момент даже подумала: «Если непрофессионал способен самостоятельно оформить большой дом вот так, то зачем нужны мы, дизайнеры?». 



А потом выяснилось, что работал дизайнер, и мой когнитивный диссонанс немедленно рассеялся. Все встало на свои места.

После этого случая я задумалась: по каким признакам я практически безошибочно угадываю, что с интерьером работал дизайнер?

Я не говорю о тех пространствах, которые выстроены как арт-объекты — там идея лежит на поверхности и участие дизайнера очевидно. Скорее, я говорю о тех домах и квартирах, где интерьеры собраны из обычных, казалось бы, элементов. Но сделано это так, что пространство завораживает. 



Если исключить две крайности — работы талантливых непрофессионалов, которые интуитивно делают великолепные вещи (такие есть, но это редкость) и творения дизайнеров-недоучек, вызывающие недоумение (попадаются гораздо чаще) — в остальных случаях профессионально оформленное пространство считывается почти сразу. Как?




Дизайнерские интерьеры всегда видны — и это не зависит от вложенного бюджета. Просто потому, что дизайнер закладывает в основу интерьера правильные базовые приемы, и уже на них нанизываются точечные декоративные решения. Вот эта база подсознательно и улавливается мозгом. 

Я выделила 10 ключевых принципов работы с пространством, по которым, на мой взгляд, узнается профессионально сделанный интерьер. Покажу их на интерьерах, оформленных профессиональными дизайнерами.

1. Объемно-пространственная композиция

Пропорции, формы, объемы конструкций, предметов, деталей — у профессионалов все не случайно, каждый элемент связан с другими законами построения композиции. Посмотрите на фото: при внешней простоте элементов, плоскости точно выверены и по отношению друг к другу, и по размерам, и по цвету, и по фактурам. В результате появился чистый интерьер без лишнего «визуального шума», дополненный лишь несколькими штрихами.



Дополнительный бонус таких проектов — красивые перспективы и ракурсы. Когда интерьер — это цельная смысловая история, получается гармонично перетекающее пространство. К сожалению, это редко можно понять по фотографиям: даже если объект публикуется в виде целой статьи, а интерьер показан с разных точек, на снимках он все равно предстает отдельными фрагментами. Но в жизни эффект от ракурсов, гармонично перетекающих друг в друга, сложно переоценить.



На фото ниже: эта кухня и через 30 лет морально не устареет — мысленно уберите стулья, замените стол. Главное, что сделано дизайнером: грамотно выстроен объем самого пространства при помощи встроенных элементов кухонного гарнитура




2. Симметрия

Довольно распространенный прием выравнивания пространства. Посмотрите на фото: вы сразу обратили внимание на несовершенства планировки на верхнем ярусе? Вряд ли! Каминный портал — ось и симметрично поставленные диваны «держат» этот интерьер.




На фото: строго симметричная композиция сглаживает любой интерьер —глаз не замечает ничего, кроме оси симметрии




Изящный профессиональный прием — внести небольшую асимметрию в симметричную композицию, сделать ее незеркальной. На фото дверной проем и два кресла «уравновешивает» диван.



3. Ритм 

Очень эффективный способ сделать пространство гармоничным. Посмотрите на это фото: ритмичные балки сделали незаметной сложную геометрию потолка. А разбивка на ставнях и радиатор поддерживают ритмический рисунок интерьера.




4. Стиль как идея

Про соответствие элементов интерьера одному стилю, кажется, знают уже все. Вот только не у всех получается отследить, чтобы каждый предмет отвечал этому условию, промашки здесь случаются часто. 

На фотографии — хороший пример стилевой точности. Фактура дерева и ткани, формы предметов, изгибы линий основания стола, совпадающие с линиями на дверцах буфетов, цвет фурнитуры, раскладка на окнах и дверях — все из одной истории, отсылка к определенной эпохе.




Впрочем, профессиональные дизайнеры сейчас редко создают интерьеры, строго выдержанные в одном стиле. Нормой скорее стал стилевой микс. Такие миксы тоже подчиняются определенным правилам: разностилевые элементы должны объединять интерьер, а не превращать его в винегрет. И эта задача подчас оказывается более сложной, чем подбор стилистически однородных предметов.



Великолепный пример на фото — стилевой микс сделан настолько тонко, что даже не сразу осознается. Если же присмотреться к элементам по отдельности, то становится понятно: встроенный шкаф и оконный портал — из классики, стулья — отсыл к ар деко, основание стола —явный конструктивизм, люстра — из лофта… При этом все очень ловко сплетено в единую историю за счет цвета и цитирования форм: бра повторяют форму ножек стульев, зеркало неуловимо напоминает люстру, основание стола цветом и пропорциями безупречно вписано в столовую группу. Цвет явно классических штор совпадает с цветом ламп Эдисона (которые хотя и позиционируются как ретролампы, но уже стали приметой лофт-светильников), а отделка полотен — с цветом арматуры люстры. Анализировать можно долго — прекрасная работа.

5. Смысловой центр

В профессиональных интерьерах он есть и логичен. И не всегда это очевидное в быту решение наподобие стены с телевизором. Смысловой центр подчиняется общему решению пространства: например, в спальне это может быть не только стена в изголовье кровати, но и противоположная, и стена с окном, и даже простенок между окнами, как на этом фото.



В этом примере сделать камин центром композиции —значило бы сломать пространство. Поэтому камин оформлен нейтрально — это просто белый элемент, как окна. А смысловой центр —окно со шторами в качестве вертикалей. Кстати, и симметрия здесь тоже использована.




6. Считываемые доминанта, акценты, нюансы

Доминанта держит интерьер, сразу же притягивая взгляд к себе. Что будет этой доминантой — дизайнер решает в процессе обдумывания интерьера. Если доминанта окажется недостаточно выраженной — интерьер развалится, если слишком активной — интерьер будет перегружен. 

Доминанта этого интерьера — художественный потолок. При этом все остальные элементы не вступают с ним в спор, а только поддерживают. 




А здесь доминантой стала группа предметов: яркая штора на фоне темных переплетов окна, кресло и люстра. Камину в доминирующей роли отказано, в этом помещении он специально смазан, а потому работает на расширение пространства. 



Перед авторами проекта на фото стояла задача приглушить доминанту, сделать ее сдержанной, чтобы она не задавила монохромный интерьер.




Акценты помогают выделить определенные участки и элементы при помощи контрастов. Прекрасный пример — в интерьере на фото. Буфет контрастирует и по цвету, и по форме, и по размещению. Подвесное кресло в качестве дополнительного акцента не перетягивает внимание на себя, но при этом выравнивает эту симметричную композицию, делая ее лишь незеркальной. Акценты вносят необходимую динамику, интерьер становится нескучным.




А это пример нюансов: интерьер, на первый взгляд, вполне подходит под определение «бежевый». Но при внимательном рассмотрении здесь можно насчитать большое количество оттенков того самого «бежевого»: от нежно-кремового до насыщенной охры, включая и серо-бежевую палитру. Нюансная, сближенная, но при этом довольно широкая цветовая гамма делает интерьер спокойным, теплым и наполненным. Кстати, без акцента здесь тоже не обошлось — красное пятно в углу ведь очень уместно, правда?




7. Достаточные цветовые решения

И в черно-белых, и в монохромных, и в цветных интерьерах должен быть цветовой баланс. Если баланс нарушен — интерьер начинает сыпаться: черно-белый становится радикально контрастным, монохромный — скучным, а многоцветный смотрится как цветовой хаос.

В интерьере на фото пропорции черного и белого четко выверены. И в чем он точно не нуждается, так это в цвете: попробуйте мысленно его раскрасить — вся выстроенность растворится.



На фото — удивительная работа с цветом. Практически монохромный интерьер, но если начать рассматривать внимательно — ни один оттенок не повторяется. Здесь использовались все те же приемы: акценты, нюансы… И выглядит это точно не скучно!




Великолепный цветной интерьер. Активные цвета мастерски сбалансированы по интенсивности и процитированы менее насыщенными оттенками на больших плоскостях. Оттенок доминантного дивана заслуживает отдельного комплимента — при всей своей свежести он удивительно уютен




Цвет — это гораздо больше, чем заполнение плоскостей краской, это решение целого комплекса проблем. С помощью цвета можно изменить пропорции, исправить геометрические проблемы, объединить или разделить…

В проекте на фото единый цвет стен, потолка, дверей и окон ненавязчиво объединяет все предметы в ванной и задает нужный ритм зеркалам.




Интересный прием — цитирование использованного цвета во всей квартире отдельными штрихами. Такой прием объединяет помещения, но при этом позволяет оформлять их в разных колористических решениях. Получается продолженная дизайнерская мысль, которая связывает все помещения ненавязчивой единой историей.






8. Повторение форм, рисунков, орнаментов

Это не про то, как «турецкий огурец» кочует по квартире — со штор на обивку дивана через обои в спальне, победно укладываясь в напольной плитке санузла. Это совсем про другое. Думаю, примеры здесь скажут сами за себя. 

В проекте на фото выше квадратики стекол повторяются в плитке кухонного фартука и в рисунке пола в холле.




А здесь форма светильников над островом повторяет форму окон



В этом лондонском проекте линии орнамента напольной плитки повторяются в арматуре светильника, в держателях консоли и даже прочитываются во фронтоне шкафа




Необычная разбивка тумбы цитирует рисунок мрамора на стене и…



… светильник в гостиной



В этом проекте, по задумке дизайнеров, ажурность светильника повторена в стульях, в решетке наверху и в картине



Посмотрите, как изящно процитирован рисунок плитки в орнаменте зеркальных фасадов. Кстати, вопрос: если убрать красные туфли, что поддержит красные бра в этом интерьере?



А вот и ответ: пройдя по квартире, обнаруживаем другие красные детали

9. Графические решения 

Линия — мощный оформительский прием. С ее помощью можно подчеркнуть геометрию помещения или скрыть какие-то его особенности. В примере на фото линия отделки кровати повторяется в отделке окон, в отбивке декоративных обоев, в плинтусе и форме светильника. Получилось красивое плавное пространство, хотя в первоначальном виде помещение вряд ли производило такое впечатление.



10. Свет

Продуманная интенсивность светового потока, несколько световых сценариев, использование света в качестве декора. Любой светильник решает в интерьере не одну задачу:даже скрытый воплощает идею дизайнера — оставляет пространство свободным для других решений, но при этом освещает нужную зону.



К сожалению, показать на фотографиях примеры работы со светом довольно трудно. Съемки проводят в определенных световых условиях, и все остальные продуманные для жизни сценарии остаются за кадром. Но поверьте: комфортное освещение в доме — очень важное условие сложившегося интерьера.



Любой интерьер состоит из отдельных элементов. Но если он сделан профессионалом, в основе всегда лежит общая идея работы с пространством — ей и подчиняются все детали. Не красивые стулья делают интерьер, а точный выбор этих стульев в продуманную концепцию. 



ВАША ОЧЕРЕДЬ…
А что, на ваш взгляд, отличает профессиональный интерьер от сделанного самостоятельно? По каким признакам вы это понимаете?

Источник


Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.